Программа по развитию физической культуры и спорта, олимпийского образования «Белые медведи»
Сроки реализации: 2012 – 2014 гг.
Программа рассчитана на учащихся 1-11 классов
Содержание программы:
Сегодня уровень здоровья школьников, как в России, так и регионе находится на критической отметке. Наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей нашего города. Кроме того, роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи.
Анализируя показатели медицинской статистики уровня здоровья подрастающего поколения, перед педагогическим коллективом встала проблема - резкое снижение уровня физического здоровья учащихся, влияющее на качество обученности. Основой всей работы и целью образовательного учреждения должны стать «духовное и физическое здоровье каждого учащегося, а значит и здоровье нации и жизнеспособности страны».
И прежде чем говорить об оздоровлении учащихся необходимо было провести общую диагностику физического здоровья учащихся, которую в октябре 2012 года проводили учителя физической культуры и получили следующие результаты:
1. Диагностика состояния здоровья:
хронические заболевания-138 человек;
нарушение осанки-129 человек;
нарушение зрения-152 человека.
2. Диагностика уровня физической подготовки:
высокий – 108 учащихся;
средний – 407 учащихся;
низкий – 88 учащихся.
Поэтому укрепление физического здоровья учащихся с раннего возраста – вот та проблема, которая должна решаться на сегодняшний день в школе. Для решения данной проблемы мы создали программу «Белые медведи».
Цель программы:
Создание условий для укрепления здоровья школьников путем развития инфраструктуры спорта в школе, популяризации массового и профессионального спорта и приобщение школьников и родителей к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Задачи программы:
1. Повышение интереса школьников к занятиям физической культурой и спортом и привлечение максимального количества обучающихся, родителей и педагогов к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
2. Развитие системы общешкольных внеклассных мероприятий в рамках физкультурно - оздоровительной и спортивно – массовой деятельности;
3. Развитие материально-технической базы для занятий массовым спортом в школе;
4. Пропаганда Олимпийского движения;
5. Создание условий для педагогического творчества;
6. Развитие сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования детей в рамках данного направления деятельности.
Прогнозируемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник. Направления работы:
- психолого-педагогическое исследование влияния учебно-воспитательного процесса на соматическое и нервно-психическое здоровье учащихся. Проведение анкетирования учащихся и родителей по вопросу: «Физическое здоровье ученика в режиме семьи и школы;
- пропаганда Олимпийского движения;
- изучение среды обитания детей из социально незащищенных и неблагополучных, опекунских семей, выявление закономерностей формирования их здоровья, разработка профилактических и оздоровительных мероприятий в целях сохранения и укрепления здоровья данного контингента;
- рациональная организация учебного процесса;
- создание оздоровительной системы по сохранению здоровья детей средствами физического воспитания;
- создание паспорта здоровья и физического развития каждого ученика.
Система организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе содержит несколько модулей:
• уроки физической культуры;
• работа школьных спортивных секций;
• занятость обучающихся в спортивных секциях другой ведомственной принадлежности;
• участие в олимпиадном движении;
• спортивно-массовые мероприятия различного уровня;
• информационно-разъяснительная работа с родительской общественностью путем сотрудничества с институтом социального партнерства.
Участники программы:
учащиеся, классные руководители, педагогический коллектив, родители, администрация школы.
Этапы реализации программы:
1 этап (январь 2012 – сентябрь 2012 года):
- организация пропаганды физической культуры и спорта;
- составление методической копилки классных часов и школьных мероприятий по теме «Олимпийский резерв»;
- подготовка материала для оформление стенда «Олимпийский резерв» и физкультурно-спортивного клуба «Белый медведь»;
- составление проекта по реконструкции малого спортивного зала для занятия Дзю-до и вольной борьбы;
- подготовка документов к открытию физкультурно-спортивного клуба «Белые медведи»;
- составление проектов договоров со спортивными учреждениями города Норильска на оказание услуг;
- усиление игровой направленности физкультурно-спортивной работы с учащимися, учитывая, во-первых, огромный гуманистический культурный потенциал игры и, во-вторых, особую значимость и привлекательность игровой деятельности для детей и молодежи;
- поиск новых видов физических упражнений и спорта, разработку и применение новых тренажерных устройств, компьютерной техники и других технических средств.
2 этап (сентябрь 2012 – май 2014 года):
- Реализация программы не возможна без совместной работы с учреждениями района Кайеркан, поэтому на втором этапе заключить договора: Дом спорта, детско-юношеская спортивная школа №5 и №1, Муниципальное учреждение «Ледовый дворец», городской Бассейн;
- Предлагаются альтернативные формы организации физического воспитания с отказом от традиционного урока физкультуры и проведения занятий в учебно-тренировочных группах за пределами академического расписания. Уроки физической культуры для 5-11 классов проводить в Доме спорта города;
- Открытие физкультурно-спортивный клуба «Белые медведи»;
- Проведение спортивной зарядки 08.45 для учащихся 1-11 классов на массажных ковриках (из внебюджетных средств закупить массажные коврики для всех учащихся 1-4 классов);
- Оптимизация ученического места в начальной школе (конторки Базарного);
- Повышение профессиональной квалификации и компетентности тренерских и педагогических кадров школы;
- Привлечение дополнительных источников финансирования для улучшение материально-технической базы;
- Подготовка проекта для реконструкции малого спортивного зала, с целью проведения занятий по Дзю-до и вольной борьбе (учителя физической культуры имеют образование в данной области);
- Оформление стенда «Олимпийский резерв» для организации пропаганды физической культуры и спорта;
- Разработать механизм стимулирующего финансирования образовательного учреждения, материального поощрения педагогов, занимающихся спортивно-оздоровительной деятельностью;
- Развитие и поддержка пресс-центра школьного ученического самоуправления, занимающегося пропагандой здорового образа жизни.
3 этап (май 2014 - август 2014 года):
- завершение мероприятий по внедрение научных и научно-практических методов диагностики качества учебно-тренировочного процесса в спортивной школе;
- оценка деятельности программы. Описание реализации программы:
Программа реализуется по пяти ступеням. Начальная школа, среднее звено, старшее звено, родители, педагоги.
Первая ступень
Начальная школа
Оптимизация ученического места достигается за счет реализации принципа вариативного подхода к использованию школьной мебели, осуществляемого двумя способами:
1) изменение расстановки одного вида школьной мебели в зависимости от цели и задач урока в старших классах,
2) использование конторок.
Продолжительность непрерывной работы за конторкой не превышает 7-10 мин. Использование конторок в учебном процессе направлено в первую очередь на повышение двигательной активности детей и профилактику статического напряжения. Особое значение такая организация учебного процесса имеет для первоклассников поскольку способствует более мягкой их адаптации к вынужденным статическим нагрузкам.
Физминутки, динамические перемены – проводимые активом школы на уроках, восполняют дефицит движений, который отмечается у младших школьников. Также используются тренажеры для ног: диски и коврики.
2 раза в неделю каждый класс проводит занятия в бассейне. Так же проходят уроки здоровья, классные часы, совместно с родителями спортивные мероприятия, игры. Все учащиеся начального звена занимаются в спортивных секциях.
Среднее звено и старшее звено.
Школьное расписание среднего и старшего звена построено на принципе «Расписание уроков, удобное для детей, а не для преподавателей». В школьном активе работает министерство по спорту и туризму, которое организует работу с учащимися по данному направлению.
Так же благодаря совместной деятельности с Домом спорта города, 2 часа физической культуры проходят на их территории, что привело к разгруженности школьного спортивного зала в связи введения 3 часа физической культуры.
В результате открытия ФСК «Белые медведи» у учащихся появилась возможность заниматься в спортивных секциях на территории школы. Начиная с 15.00 до 21.00 в спортивном зале школы ведутся спортивные секции учителями физической культуры и тренерами ДЮСШ №5 и ДЮСШ№1 на договорной основе.
Родители:
Важнейшей проблемой оздоровления детей и подростков является сотрудничество и партнерство с семьей. Семья имеет мощное воздействие на воспитание и образование подрастающего поколения, усвоение культурных традиций, формирование личности, здоровье общества в целом. Педагогические усилия в рамках организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе направлены прежде всего на развитие социального, педагогического, культурного потенциала семьи. Формирование у родителей учащихся ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих детей, осознание важности физического воспитания для гармонического развития школьников – одна из задач программы.
В работе с родителями используются две формы работы: групповая и индивидуальная. Для этого:
• разработаны и реализуются комплекс мер, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности родителей, формирование у них сознательного ответственного отношения к здоровью ребенка, выполнению обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению своих детей, укреплению семейных традиций, в том числе:
• приняты дополнительные меры по интенсификации информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями), оказанию им соответствующей психолого-педагогической помощи в воспитании детей и привлечению их к занятиям в спортивных или оздоровительных секциях; • обеспечены обучающиеся и родители (законных представителей) информацией о работе спортивных секций и учреждений, находящихся в микрорайоне школы, в городе; • введены в практику работы новые формы совместной спортивной деятельности семьи и школы;
• проходит поощрение родителей и детей, занимающихся в спортивных секциях и участвующих в спортивных соревнованиях.
В работе с родителями рассматриваются такие вопросы как: значение режима дня в жизни школьника, закаливания детей и многое другое. Занятия проводят учителя, психологи, социологи, медицинские работники. Практикум предполагает использование различных форм, таких как «круглый стол», конкурсы, интеллектуальные игры, тесты, просмотр и обсуждение кинофильмов, ролевые игры, совместно с детьми и педагогами спортивных мероприятий, составление различных программ, памяток, способствующих формированию культуры физического здоровья и позволяющих объединить усилия всех участников образовательного процесса, сделать родителей союзниками в реализации».
Педагоги:
В помощь педагогам созданы копилки классных часов и внеклассных мероприятий. Педагогами ведется исследовательская работа, через НОУ учащихся, работает группа здоровья для педагогов (Фитнесс), которую, ведет школьный фельдшер совместно с учителем физической культуры, внедрены уроки регионального компонента (спортивно-познавательный туризм) с использованием ИКТ. Классные руководители составляют банки данных учащихся и электронных паспортов здоровья класса.
Для определения успешности реализации программы необходима ее оценка.
Оценка результативности работы по программе:
1. Содержание физкультурно – оздоровительной работы и эмоциональная атмосфера на них. От установки учителя на формирование физического здоровья, воспитание потребности регулярно и с удовольствием заниматься физическим развитием и спортом или только на подготовку учащихся к сдаче нормативов;
2. Активность и заинтересованность школьников в участии в мероприятиях, связанных с тематикой здоровья (перечень занятых призовых мест);
3. Формирования активного отношения к спорту, "спортивного воспитания введении воспитуемого в круг ценностей и эталонов "чистой" культуры спорта" (по мнению В.И. Столярова):
- интерес к спорту, потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие спортивные результаты,
- знания в области спортивной подготовки и организации спортивных соревнований;
- умение использовать эти знания для эффективной организации спортивной подготовки, успешного выступления в соревнованиях;
- спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
- уровень сформированности определенных знаний об Олимпийских играх и олимпийском движении, об идеалах и ценностях олимпизма;
4. Отношение к школе большинства родителей;
5. Совершенствование нормативно-правового, организационного и кадрового обеспечения организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе:
• мониторинг здоровья школьников;
• мониторинг занятости в спортивных и оздоровительных секциях;
• мониторинг спортивных достижений обучающихся;
Реализация программы по развитию физической культуры и спорта, Олимпийского образования «Белые медведи позволит обеспечить:
1. Повышение эффективности работы школы в реализации программных мероприятий, направленных на развитие детско-юношеского спорта и физкультурно-спортивного движения;
2. Повышение роли дополнительного образования детей спортивной направленности по формированию здорового образа жизни подрастающего поколения;
3. Сохранение и развитие образования детей спортивной направленности для удовлетворения образовательных потребностей формирующейся личности и профилактики криминогенного поведения подростков;
4. Укрепление материально-технической базы спортивных залов;
5. Увеличение числа систематически занимающихся физической культурой и спортом до 100% от общего числа обучающихся;
6. Подготовку тренерских и педагогических кадров к продуктивной деятельности, индивидуальной работе с одаренными детьми и детьми с недостатками в физическом развитии;
7. Реализацию современных технологий обучения, развитие у обучающихся культуры самообразования, самоконтроля;
8. Реализация инновационных проектов и программ;
9. Повышение жизненной активности обучающихся, их физиометрических показателей и общего укрепления здоровья;
10. Уменьшение числа антисоциальных явлений в молодежной среде, противодействие распространению наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения;
11. Увеличение видов спорта для большего охвата детей и подростков регулярными занятиями физической культурой и спортом;
12. Увеличение объемов внебюджетного финансирования спортивно-массовых мероприятий;
13. Повышение ответственности работников за обучение, воспитание, охрану жизни и здоровья обучающихся.
|