Школа №40Пятница, 03.05.2024, 05:08

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 40”. Адрес: 663340, Красноярский край г. Норильск, район Кайеркан, ул. Первомайская 20 «А» Телефон (3919)39-36-67.
Главная |Актировка  | Вход
Персональный сайт - о наказании
Сведения об образовательной организации

Учительская
Школьный дневник

Три вопроса про наказания

Отвечает психолог Антонина Смыслова.

"Я много слышала о кризисе трех лет. Тем не менее как реагировать на все эти капризы и демонстративные шалости? Наказывать или не обращать внимания?" Екатерина Колтоцкая, Тульская область

 

Действительно, трехлетки часто шалят только для того, чтобы проверить реакцию родителей. Если каждый раз наказывать ребенка, отношения превратятся в противостояние. Но и откровенное попустительство может привести к тому, что ребенок разучится понимать слова "нельзя" и "нужно". Если вы видите, что ребенок шалит нарочно, выйдите из комнаты или сделайте вид, что не заметили его выходку. Скорее всего, он довольно быстро потеряет интерес к баловству. Некоторые шалости (например, разбрасывание рваной бумаги по комнате) можно превратить в игру (в снегопад) с развитием сюжета (катание кукол с игрушечных горок и последующей "уборкой снега" совместными усилиями).

"Когда ребенок распускает руки, разве это не повод его как следует отшлепать?" Оксана Молотова, Екатеринбург

Шлепая малыша, вы не отучите его от драчливости. Напротив, лишний раз на собственном примере продемонстрируете возможность применения кулаков в решении конфликтов. Если ребенок готов к атаке (скажем, замахивается на кого-то), постарайтесь поймать его за кисти рук, а потом спокойно скажите, что так себя вести нельзя. Если вам кажется, что малыш делает это в гневе, помогите ему "выпустить пар" более безобидным путем. Например, шлепнув ладошкой по столу. Научите ребенка добиваться желаемого путем переговоров.

"Всегда считал, что достаточно как следует объяснить ребенку, что можно, что нельзя и почему, и наказывать его просто не придется. У меня растет четырехлетний сын, и все мои попытки поговорить с ним, как с взрослым, никаких результатов не дают. Неужели дети понимают только окрики и подзатыльники?" Василий Анпилогов, Орел

Дети до 12 лет не чувствительны к нравоучениям. Для них имеет значение только то, что происходит здесь и сейчас. Так что абстрактные беседы, в которых оцениваются прошлые поступки ребенка и обсуждаются будущие, абсолютно бессмысленны. Другое дело - короткое и предельно конкретное замечание, сделанное сразу после проступка. И, конечно же, личный пример родителей.

Наказание по всем правилам

 

Дети они и есть дети: шалят, капризничают, поступают наперекор нашим руководящим указаниям. Родители, недолго думая, наказывают своих провинившихся чад, естественно, для их же пользы.

Однако часто наказание используется взрослыми как самый простой и доступный способ разрядиться, избавиться от раздражения и гнева. Но своей главной - воспитательной - функции такое наказание не выполняет: никаким нормам и правилам поведения кричащий родитель с ремнем в руках научить не может. Зато оскорбить ребенка, испортить с ним надолго отношения, посеять недоверие и страх в детскую душу, а то и травмировать неокрепшую психику ребенка такие "воспитательные" мероприятия могут легко.

Спокойствие, только спокойствие!

Вот несколько приемов, которые помогут вам одержать верх над раздражением и руководствоваться только здравым смыслом и любовью.

1. Если вы чувствуете, что ребенок начинает вас злить, под любым предлогом выйдите из комнаты - так вы избежите вспышки гнева.

2. Найдите свой способ успокоиться. Экспериментируйте - одним хорошо помогает музыка, кому-то вязание или уборка квартиры.

3. От накопившегося раздражения избавляйтесь с помощью бумаги и ручки. Напишите все, что вам хотелось бы высказать маленькому обидчику, перечитайте и выкиньте листок. На душе тут же станет легче.

Наказывайте по правилам!

Правильное наказание должно принести пользу: исправить поведение ребенка и помочь ему усвоить, что такое хорошо и что такое плохо.

Правило № 1. Наказание должно быть наказанием! Ваше действие по отношению к ребенку, которое вы хотите использовать в назидание, должно отличаться от всего, с чем он сталкивается в обычной обстановке. Иначе малыш просто не поймет, что его наказали. Например, если вы периодически не покупаете обещанные сладости из-за задержки зарплаты, то ваш отказ купить киндер-сюрпиз никакой воспитательной ценности иметь не может. Или если в вашей семье принято разговаривать на повышенных тонах, не удивляйтесь, что ребенок не реагирует на окрик.

Правило № 2. Определите несколько степеней тяжести наказания. Это поможет ребенку выстроить шкалу непозволительности своих проступков. Важно, чтобы за одну и ту же провинность наступало одно и то же наказание. Малыш должен знать, что его наказывают за конкретный скверный поступок, а не потому, что он плохой и нелюбимый ребенок.

Правило № 3. Надутые губы оставьте для мужа. Малыш еще не умеет распознавать такие знаки маминого неудовольствия. Он, безусловно, почувствует, что вы сердитесь. Но, скорее всего, не поймет, что именно огорчило маму и как можно исправить ситуацию.

В угол по собственному желанию?

Если у вас создается впечатление, что ребенок нарочно напрашивается на наказание, не спешите злиться. Разберитесь, что происходит, и примите меры - у такого поведения может быть несколько причин.

1. Возможно, ребенку не хватает внимания. И наказание для него - единственный способ напомнить родителям о себе. Наиболее часто таким образом дети добиваются внимания вечно занятых пап.

2. Не исключено, что наказания вызывают у родителей чувство вины перед ребенком, и после них всегда следуют бурные примирения. Этого и добивается малыш.

3. Ребенок может провоцировать наказание для того, чтобы оно не застало его врасплох. Это происходит в семьях, где детей иногда наказывают, иногда не наказывают за одни и те же провинности, а строгость наказания определяется только настроением родителей. Такая непоследовательность приводит к тому, что ребенок живет в постоянном страхе быть наказанным. Для него спровоцировать наказание - это способ сделать свой мир более предсказуемым.

Евгения Калюжная, детский психолог

Форма входа

Специалисты

Библиотека

Медпункт

       

        


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz