Школа №40Пятница, 26.04.2024, 11:39

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 40”. Адрес: 663340, Красноярский край г. Норильск, район Кайеркан, ул. Первомайская 20 «А» Телефон (3919)39-36-67.
Главная |Актировка  | Вход
Персональный сайт - работа овз
Сведения об образовательной организации

Учительская
Школьный дневник

Осуществление коррекционной помощи

детям с ограниченными возможностями здоровья.

 

Каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования. Школьный период жизни детей с ограниченными возможностями здоровья требует от государства, общества и семьи повышенного внимания. Именно в это время имеется уникальная возможность преодолеть последствия того или иного сенсорного или интеллектуального нарушения и избежать формирования особой позиции в среде здоровых детей путем нормализации жизни ребенка в семье и включения родителей в процесс реабилитации.

Происходящие в настоящее время существенные изменения в сфере специального образования России связаны с новым отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья. Обновляется категориальный аппарат в соответствии с международной практикой и тенденций гуманистического подхода, изменяются концептуальные основы специального образования. Появляется, наряду с дифференциацией и совершенствованием восьми типов специальных (коррекционных) учреждений, интегрированное обучение. Родители получают возможность выбора формы обучения и типа образовательного учреждения для своего ребенка. Разрабатываются модели стандартов специального образования и психолого-педагогического сопровождения ребенка в процессе обучения.

Конечной целью специального образования детей с физическими и психическими отклонениями является полное интегрирование в общество, использование ими социальных привилегий и благ, доступных остальным гражданам. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья становится в нашей стране ведущим направлением в развитии специального образования на современном этапе.

Интеграция детей с "особыми нуждами" должна включать: - воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии; - разработку программ индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка.

Обучение проходит как с логопедом, так и дефектологом. В своей работе тесно связаны с врачами-специалистами городской поликлиники. Педагогам важно узнать функциональные возможности и возрастные особенности каждого ребенка, его адаптивные ресурсы, ограничения, связанные со здоровьем и спецификой развития, чтобы с их учетом разработать оптимальную систему обучения.

Цель реализации составленных индивидуальных программ и планов обучения - осуществление комплексной реабилитации детей с проблемами в развитии. Это возможно в условиях работы "команды" специалистов школы: педагогов, психолога, дефектолога, логопеда, социального работника. Каждый специалист после комплексных диагностических мероприятий в процессе осуществления своей деятельности регистрирует количественные и качественные показатели, отслеживая динамику развития ребенка, определяя зону его актуального и ближайшего развития. В дальнейшем программы выстраиваются с учетом полученных положительных или отрицательных результатов, выявленной динамики, компенсаторных и резервных возможностей ребенка.

Индивидуальные программы сопровождения детей с ограниченными возможностями, разработанные специалистами школы, обязательно учитывают:

а) потребности обучающегося и его родителей (их интересы и планы);

б) возможности ребенка (уровень готовности к освоению программы, состояние здоровья).

При составлении индивидуальных программ за основу берется типовая программа обучения школьников и разнообразные коррекционные программы. Процедура определения выбора той или иной индивидуальной программы следующая:

  • анализ состояния здоровья ребенка, комплексное обследование его психического, интеллектуального, речевого развития со стороны педагогов-специалистов школы;
  • разработка программы специалистов;
  • ознакомление родителей ребенка с предполагаемой программой;
  • индивидуальные консультации родителей социально-психологической службой школы;
  • прием заявления родителей с согласием на использование индивидуальной программы для ребенка;
  • коррекционная работа учителей и специалистов школы с родителями и детьми;
  • мониторинг качества освоения программы.

Каждый специалист вносит свой вклад в реализацию поддержки детей с ОВЗ и организации их обучения. Так учитель-логопед определяет формы и содержание обучения, проводит индивидуальные занятия с ребенком по коррекции речевой функциональной системы и развитию неречевых психических функций.

В содержание любой индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы, составленной учителем-логопедом школы, входят следующие разделы:

  • сведения о ребенке и семье, в которой он воспитывается;
  • результаты первичного логопедического и педагогического обследования, включающие собранный специалистами и врачами, обслуживающими ребенка, анамнез;
  • учебный план обучения ребенка с ОВЗ;
  • перспективное планирование коррекционно-развивающей и логопедической работы;
  • примерный план-конспект комплексного логопедического занятия;
  • консультации с родителями;
  • мониторинг результатов совместной деятельности "логопед - ребенок с ОВЗ - родители" (в конце учебного года).

Планирование основных направлений в коррекционно-развивающей и логопедической работе зависит от основного и сопутствующих диагнозов у ребенка с ОВЗ.

Так, после логопедического и педагогического обследования ребенка с основным диагнозом, опираясь на сопутствующий диагноз "задержка речевого развития, алалический и дизартрический синдромы", учитель-логопед разрабатывает, приемлемое именно этому ребенку, "Перспективное планирование коррекционно-развивающей и логопедической работы".

 

В него входят следующие основные направления:

  • Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи, звукопроизношения.

С помощью пассивной и активной артикуляционной гимнастики проведение подготовки артикуляторного аппарата для правильной артикуляции гласных и согласных звуков раннего генеза. Автоматизация произношения этих звуков в звукоподражаниях и в простых одно и двусоставных словах. Формирование правильного физиологического и речевого дыхания, мягкой атаки голоса при произнесении гласных звуков.

  • Развитие импрессивной речи.

Расширение объема понимания обращенной речи и пассивного словаря названиями предметов окружающей действительности, действий с ними (члены семьи, предметы быта, игрушки). Формирование умения соотносить предметы с их словесным обозначением согласно грамматической форме единственного и множественного числа существительных и глаголов.

  • Развитие экспрессивной речи.
  • Развитие диалогической речи, обучение навыку отвечать на вопросы "Кто это? Что это?", используя правильно произносимые слова.
  • Развитие сенсорных представлений, мелкой моторики.

Ознакомление с геометрическими формами (шар, куб, кирпич) и обучение подбору геометрических фигур по подобию. Формирование понятия "большой, маленький, меньше, средний" и обучение подбору больших и маленьких предметов по подобию. Развитие восприятия цвета. Узнавание, подбор и дифференциация предметов красного, синего, желтого, зеленого цвета… Обучение навыкам счета. Развитие кинестетических ощущений и осязания пальцев и кистей рук с помощью укрепляющего, щеточного массажа, пальчиковой гимнастики.

Чтобы добиться эффективных результатов коррекционной работы, учитель-логопед проводит обучение мамы методам пальчиковой гимнастики, консультирует по игровой методике развития речи ребенка "Игры на кухне", проводит совместный тренинг по развитию мелкой моторики "Речь на кончиках пальцев".

Мониторинг результатов работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ показывает, что в ходе реализации индивидуальных образовательных программ у детей с "особыми нуждами" происходит развитие игровой деятельности, речевого общения с окружающими, коррекция речевой функциональной системы и психических функций, развитие музыкальных способностей и общих двигательных навыков.

Ближайшее семейное окружение ребенка имеет возможность обучиться методам и приемам психологической коррекции, адекватной оценке возможностей ребенка, получить консультации по установлению правильных детско-родительских отношений.

Форма входа

Специалисты

Библиотека

Медпункт

       

        


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz