Школа №40Суббота, 20.04.2024, 06:02

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 40”. Адрес: 663340, Красноярский край г. Норильск, район Кайеркан, ул. Первомайская 20 «А» Телефон (3919)39-36-67.
Главная |Актировка  | Вход
Персональный сайт - рекомендации логопеда
Сведения об образовательной организации

Учительская
Школьный дневник

Рекомендации для родителей

Школьные трудности леворуких

Подготовка руки к письму

Работа над техникой чтения. Воспитание интереса к чтению.

Ребенок, который плохо читает, будет испытывать большое затруднение при выполнении домашнего задания. Ему будет неинтересно на уроке, он будет неусидчив, не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения - утомительно. Иногда ребёнок затрудняется решить задачу, потому что не умеет её правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыком чтения.

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Если в 3(4) классе ученик плохо читает, то в 5-ом классе - падает успеваемость. Ученик старших классов при низкой технике чтения не сможет выполнить домашнее задание из-за большого объема заданий (8 страниц).

Быстро обычно читают те ученики, которые много читают. В процессе чтения совершенствуется память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность. По проведенным исследованиям, те кто стал отличником, в конце 4-ого класса читали 130-180 слов в минуту, те кто хорошистом  - 100-120 слов, обучающиеся на «3» читали только  80-90 слов в минуту.

Повышение скорости чтения.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Именно это создает запоминание. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения, читать по 5-10 минут. Через 1-2 часа  ещё одна порция. Перед сном еще. Хороший результат даёт чтение перед сном. Начинать самостоятельное чтение надо с книг, в которых имеются большие картинки, т.к. страницы насыщенные только шрифтом пугают ребёнка. С каждой прочитанной книгой уверенность ребёнка растет и можно переходить к книгам не имеющих иллюстраций. Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, рассказы, стихи, басни, научно-популярная. Для воспитания любви к книге важно, чтобы дома у ребёнка была своя библиотека или просто полочка с книгами. Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий прием. Взрослый начинает читать вслух и на самом интересном месте прекращает. Увлечённый событиями, ребёнок продолжает чтение. Можно рассказать ребёнку самый занимательный эпизод из какого-нибудь рассказа.

Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном.

Как привить любовь к чтению.

Повторим еще раз мысль, что есть этап технического чтения, что называется «голый» навык и есть этап содержательного чтения, когда сразу ухватывается содержание текста. Первый этап удовольствия не приносит, и более того, если на нем застрять, то есть остаться больше положенного времени, то любовь к чтению становится проблематичной.

Готовых рецептов научить любить чтение, по-видимому, нет (а есть ли четкие рецепты как заставить полюбить себя, как человека равнодушного превратить в любящего… Рецептов нет, а вот интуиция…. Впрочем, читайте хорошую художественную литературу).

Пока сообщу лишь несколько условий, чего ни в коем случае нельзя делать, когда ваш ребенок читать уже научился, но чтение у него еще только техническое- то есть сам еще читать не хочет и по настоящему (для себя, для удовольствия) даже и не может.
1. Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать – ах, прочитай еще хоть одну строчку. Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все- таки прочитал. ( О психологических маневрах позже).
2. Радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, понимая, что это действительно его маленькие победы.
3. Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.
4. Берите для первого чтения только подходящие книжки - яркие, с крупными буквами, где много картинок и самое главное, яркий сюжет, за которым интересно следить.
А теперь о маневрах - их великое множество, а вот что поможет вашему ребенку, выбирайте сами. Лучше конечно, придумать свой.
Метод Кассиля.

Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит, и фактически все равно находится на этапе продвинутого технического чтения. Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически уже нет времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что кто-то сжалится, и прочитает ему, убили все- таки или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают с ним вместе - строчку ты, две строчки я. И так далее. Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный. 

Метод Искры Даунис (детского психолога) 

Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там- то. Подарок в нужном месте находится. Ребенок подозревает игру, но очень все же радуется. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее. Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.
Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)
Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента. Чтение - радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Правда, родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (священную книгу).

Произноси правильно

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит  научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.  К 4-5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков речи. Нередко у детей страдают и гласные звуки, они произносятся нечетко, как бы затушевывая их звучание. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка звукового, звуко-буквенного анализа, что подготавливает ребенка к обучению грамоте. К тому же систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса и дикции. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают.  Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. 

Как отмечал К. Д. Ушинский, когда ребенок видит картинку, ему сразу хочется заговорить. Поэтому все речевые упражнения можно выполнять практически с любой детской иллюстрированной книгой. Обязательно внимательно рассмотрите иллюстрацию вместе с ребенком и обсудите ее содержание. Гуляете по улице – беседуйте о том, что видите. Фантазируйте. Полезны для развития речи ребенка изготовление аппликаций, рисование, раскрашивание. Но не забывайте, прежде чем приступить к работе поговорите с ребенком, так, чтобы он назвал каждое выполняемое действие. Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, набирайтесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза. Чаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.

Речевая готовность к школе

         Нарушения речи у школьников связаны с разными причинами, имеют различный характер и по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся. Иногда у школьников отмечаются не только нарушения произношения, но и бедность словарного запаса, нарушения грамматического строя  и связной речи, неполноценность  фонематического восприятия. Причём родителям  не стоит путать бытовую речь с речью в учебной ситуации. Речь в учебной ситуации – это умение излагать свои мысли с использованием учебных терминов,  (например, звук-буква), умение производить обобщения и делать выводы (сначала простые, а затем более сложные). Дети с речевыми нарушениями, которые не имели достаточного стажа полноценного речевого общения, не проделали в дошкольном возрасте необходимой  для усвоения грамоты работы по анализу и синтезу языкового материала разного уровня (звуковой состав, словарный запас, грамматический строй, связная речь), неминуемо оказываются в числе неуспевающих учащихся. 

              Общая готовность к школьному обучению предполагает целостное, гармоничное развитие ребёнка, у которого должны быть развиты все, а не отдельные стороны личности. Несформированность любой сферы (эмоционально-волевой, практически  действенной, речевой) может стать причиной неуспеваемости в школе. В зависимости от тяжести речевого нарушения дети школьного возраста получают  логопедическую помощь  в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий. Логопедические занятия проводятся параллельно со школьным обучением, в дополнение к нему, но ни в коем случае не дублируют работу учителя класса. Это коррекционно- развивающие занятия. На логопедических занятиях уточняется произношение звуков, развивается фонематическое восприятие, ведётся работа над расширением словарного запаса и совершенствованием грамматического строя речи. И, как итог, формирование связной речи,  необходимой для полноценной учебной деятельности. Всё это делается для предупреждения  различных   нарушений чтения  и письма (явления очень распространённого у школьников),  обусловленных как раз той самой несформированностью языковых обобщений, о которой говорилось выше.

Чтобы избежать этих осложнений, до обучения в школе следует сформировать у ребёнка следующие речевые умения:

  • Определять наличие звука в слове  ( например, есть ли звук   [ с ]  в словах: коса, нос, замок, щенок, цапля, сок). 
  • Определять место звука в простых словах    ([ м ] -  в словах мак, дом, Рома). 
  • Подбирать к группе предметов обобщающее слово  ( ложка, вилка, кастрюля, сковорода – это посуда).
  • Подобрать к обобщающему слову группу предметов    ( мебель – шкаф, стол, стул, тумбочка).
  • Образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением  ( дом – домик, часы – часики, нога – ножка).
  • Образовывать от существительных  различные   прилагательные ( карандаш из дерева, какой? – деревянный, у медведя, чей хвост? – медвежий).
  • Пересказать  1 - 2 небольшие сказки.
  • Запомнить и повторить предложение из 7-8 слов ( Маленькая девочка Катя пошла с мамой в магазин).
  • Знать названия времён года и дней недели.
  • Уметь считать до 10 в прямом и обратном порядке.
  • Уметь ориентироваться в «право – лево» (на собственном теле).

 Большинство вышеперечисленных умений в норме формируются у ребёнка  дошкольного  возраста самостоятельно. Но  особенности климата  г. Норильска, а также дефицит мест в дошкольных учреждениях  приводят к тому, что некоторые дети мало общаются со сверстниками, недостаточно находятся в коллективах, где они могли бы полноценно общаться, развивая свою речь.  Продолжительная  зима и короткое лето не дают возможности наблюдать сезонные изменения в природе, что обедняет словарный запас и сводит его до рамок обиходно – бытового.

А социальное положение некоторых семей не позволяет родителям вывозить каждый год детей на «материк». Учитывая всё это, лучше побеспокоиться о формировании минимальных речевых умений заранее. Примерно за 1 год до поступления ребёнка в школу надо записаться на подготовительные к школе занятия, где учителя и другие специалисты помогут развить у вашего ребёнка все стороны личности и сформировать умения, необходимые для успешного вступления в школьную жизнь.

Трудности младших школьников при овладении грамотой

           Очень обидно, когда в тетрадках любимого чада в каждой строчке, в каждом слове, - красные галочки учительницы. Ладно бы не старался, так ведь нет, старается! Но не дается ему грамота – хоть плач!
Ошибки на письме: «ядлоки » вместо «яблоки», «рбат» вместо «брат», и даже под ударением пишет не то. Причиной тому является вовсе не невнимательность.

Так кто же виноват?

Эта беда называется дисграфией, или стойким функциональным расстройством письма. Не углубляясь в терминологические джунгли, заметим, что все не так просто, как кажется нам, взрослым, на первый взгляд. Для нас письмо – единый автоматизированный процесс. Для маленького же школьника – это целая цепочка интеллектуальных и двигательных навыков. Сначала ребенок слово слышит, затем понимает его значение и раскладывает на звуки. Теперь нужно синтезировать из звуков графический образ этого слова и перевести его в моторный акт, то есть написать. Если на одном из этапов произошел сбой, то страдает весь процесс.

Корректировать нужно то, что нарушено.

На этапе звучания слова нужно быть уверенным, что ваш ребенок правильно его слышит. Есть слух физиологический – тот, при помощи которого мы воспринимаем все окружающие звуки: мерный стук колес, поезда, шум прибоя, барабанную дробь дождевых капель по стеклу. Музыкальный слух позволяет нам улавливать различные по тону звуки. И, наконец, есть слух речевой – тот, который мы используем при восприятии человеческой речи. Если таковой у ребенка оказывается нарушенным, тогда малыш не в состоянии отличить сходные, близкие по артикуляции звуки. А ведь именно один звук способен исказить, а то и полностью изменить значение слов и даже целого высказывания! Сравните: полка – полька, лук – люк, коза – коса. Обучить грамоте ребенка с нарушением речевого (фонематического) слуха бывает крайне трудно. Очень важна и слухоречевая память, при помощи которой мозг «удерживает» звуки и их написание. А ведь научить этому необходимо! Когда малыш только учится писать, все его внимание направляется на звуковой анализ слова, а иногда и на поиски правильного написания букв. При уже сложившемся навыке письма эти моменты отступают на второй план, а взрослый человек выполняет их автоматически.

Если все в порядке, то в начале обучения письму ошибки носят нестойкий характер и постепенно исчезают. Но нередко бывает так, что ошибок на письме становится все больше и больше, они начинают повторяться и не корректируются простыми тренировками. Это значит, что пора бить тревогу и идти к квалифицированному логопеду. Родители , не справятся.
Симптом – стойкая ошибка.
Не теряйте времени! Если ваш ребенок упорно не запоминает, в какую сторону смотрит буква «с» или куда торчит «закорючка» у «в» и «д», учительница в ужасе от его почерка, а сам он плачет по утрам, если у него в этот день ненавистная «укр.мова» или «русский язык», - возьмите 2-3 исписанные тетрадки - и к логопеду. Может статься, что виноват вовсе не ваш малыш, а дисграфия. Возможно, всего несколько месяцев последовательной работы со специалистом вернут вашему ребенку веру в себя, а вас избавят от мучительного вопроса: почему это происходит именно с вашим мальчиком – он ведь так здорово играет в шахматы!

Но для того, чтобы проблемы остались в прошлом, очень важно эту самую дисграфию правильно классифицировать. Корректировать нужно то, что нарушено. Иными словами, если у вашего малыша кинетическая форма дисграфии, если он не различает сходные по написанию буквы, то ему незачем пока штудировать орфографический словарь. Очень вероятно, что, научившись распознавать, маленький ученик окажется вполне грамотным школьником. Основными симптомами дисграфии являются специфические стойкие ошибки, возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального или физического развития ребенка. Симптомы дисграфии следует отличать от так называемой ложной, или эволюционной, дисграфии, которая связана с трудностью распределения внимания между техническими, орфографическими и мыслительными операциями. Не пугайтесь, если ваш ребенок иногда соединяет слова, забывает написание букв, особенно прописных. Бывает, дети пишут буквы зеркально (особенно это характерно для явных и скрытых левшей).
Если такие ошибки единичны и нестойки, то это не дисграфия.

 

Выделяют пять форм дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

2. Акустическая форма дисграфии.
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:
пропуски букв и слогов;
перестановка букв и (или) слогов;
недописывание слов;
написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук";
повторение букв и (или) слогов;
контоминация - в одном слове слоги разных слов;
слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").

4. Аграмматическая дисграфия.
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 2-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

5. Оптическая дисграфия.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у...
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв
На что нужно обратить особое внимание:
1. Если Ваш ребенок левша.
2. Если он - переученный правша.
3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
4. Если в семье говорят на двух или более языках.
5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

Что делать при дисграфии?
Во-первых, не пугайтесь – дорогу осилит идущий.
Во-вторых, ищите «своего» логопеда. Ведь самое важное в таком ответственном деле – это горящие глаза малыша, его заинтересованность. Ни регалии специалиста, ни высокий статус школы вам этого не гарантируют.
В- третьих, тесное сотрудничество с ребенком. Любите его, помогайте ему поверить в свои силы. Если рядом любящие родители – все малышу будет по плечу!

Форма входа

Специалисты

Библиотека

Медпункт

       

        


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz