Описание образовательных программ МБОУ "СШ № 40"
Образовательные программы МБОУ «СШ № 40» включают в себя основные образовательные программы следующих уровней образования:
I уровень – начальное общее образование (срок реализации – 4 года, 1-4 классы);
II уровень – основное общее образование (срок реализации – 5 лет, 5-9-е классы);
III уровень - среднее общее образование (срок реализации - 2 года, 10-11 классы).
Образовательные программы определяют содержание и организацию образовательного процесса на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования и направлены на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Общая продолжительность обучения по образовательным программам: 11 лет.
Адресность образовательных программ:
Обучающиеся образовательных классов (1- 11 классы)
Начальное общее образование 1-4 классы |
Классы |
Общеобразовательные – 11 Средняя наполняемость – 21,5 человек. |
|
Основное общее образование 5-9 классы |
Общеобразовательные – 11 Средняя наполняемость – 24,3 человек. |
Среднее общее образование 10-11 классы |
Общеобразовательные – 2 Профильные - 1 Средняя наполняемость – 22,7 |
Образовательные программы школы направлены на:
- создание условий, необходимых для реализации индивидуальных способностей обучающихся;
- содействие разностороннему развитию личности ребенка на основе духовно-нравственных ценностей;
- формирование личной ответственности школьников за собственное здоровье, приобретение ими навыков здорового образа жизни.
Цели, задачи и принципы образовательных программ:
Каждая образовательная программа направлена на реализацию следующих целей:
- усвоение обучающимися образовательного минимума содержания общеобразовательных программ начального общего, основного общего или среднего общего образования, усвоение содержания предметов на базовом уровне ;
- создание образовательной среды способствующей: раскрытию и реализации личностного потенциала обучающихся, ориентированной на формирование личности с развитым интеллектом, высоким уровнем культуры, истинной гражданской позицией, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ;
- реализация идеи общего, интеллектуального, нравственного развития личности.
Реализации данных целей подчинены следующие задачи:
- получение основного общего образования каждым учеником на максимальной возможном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями личности;
- создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся, развитию личности, её самоопределению и самореализации, воспитание у детей гражданских и нравственных качеств, соответствующих ценностям, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- совершенствование методического обеспечения образовательного процесса, ориентированного на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие их творческого мышления и самостоятельности;
- внедрение передового опыта в практику работы школы;
- содействие в адаптации ученика к условиям жизни, к реалиям общественного развития, его профессиональному самоопределению;
- совершенствование содержания образования, поиск и апробация современных технологий обучения и воспитания учащихся, предпрофильной подготовки.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СШ № 40»
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СШ № 40»,
с одной стороны, обеспечивает преемственность с начальным общим образованием, с другой стороны, предполагает качественную реализацию программы, опираясь на возрастные особенности подросткового возраста.
В основу образовательной программы положены следующие принципы:
Принцип гуманизации образования. Является основополагающим принципом деятельности, предусматривает переоценку всех
компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующих функций. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие обучающегося.
Принцип развивающего обучения. Современная наука выделяет два уровня развития ребенка: актуальный и зону ближайшего развития. Развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития ребенка.
Принцип индивидуализации обучения. Под индивидуализацией обучения понимается:
— учет уровня развития и способностей каждого обучающегося;
— формирование на этой основе личных планов развития и обучения;
— программ стимулирования и коррекции способностей;
— формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития каждого обучающегося;
— повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
Принцип дифференциации обучения. Под дифференциацией обучения понимается такая структура школы, при которой всецело учитываются индивидуальные способности обучающихся. Дифференциация обучения предполагает формирование групп внутри класса, классов с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Принцип целостного образования. Под целостностью образования понимается единство процессов развития, обучения и воспитания обучающихся, сбалансированность отраслей знания в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования.
Принцип непрерывности. Действует как фундаментальная основа организации целостной системы образования. Этот принцип формирует необходимые самостоятельные навыки, мотивацию продолжения образования.
Вышеперечисленные принципы, лежащие в основе построения образовательной программы, сориентированы на личность ребенка, создание в школе условий для развития его способностей, внутреннего духовного мира, на свободное сотрудничество педагогов и родителей.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Содержание основной образовательной программы формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей, в котором осуществляется образовательный процесс. Формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом МБОУ «СШ № 40» и соответствуют требованиям Закона «Об образовании в РФ», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.
Адаптированные образовательные программы предусматривают создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программы предусматривают как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель - создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Задачи :
своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;
обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
оказание родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «СШ № 40»
является нормативно-управленческим документом МБОУ «СШ № 40», характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса. Назначение настоящей образовательной программы – организовать взаимодействие между компонентами учебного плана, учебными программами, этапами изучения предметов.
Образовательная программа определяет
-цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;
-учебно-методическую базу реализации учебных программ.
Программа разработана с учетом особенностей МБОУ «СШ № 40», образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей.
ОП обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего общего образования, дальнейшее становление и формирование личности обучающихся, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающихся к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Структура образовательных программ.
Основные образовательные программы начального общего и основного общего образования МБОУ «СШ № 40» разработаны в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования к структуре основных образовательных программ, определяют цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего и основного общего образования. При разработке ООП НОО и ООП ООО учтены материалы, полученные в ходе реализации Федеральных целевых программ развития образования последних лет, разработаны на основе примерной ООП НОО и ООП ООО с учетом специфики МБОУ «СШ № 40», образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений.
Программы разработаны с участием Управляющего совета школы, который обеспечивает государственно-общественный характер управления образовательной организацией.
В нашей образовательной организации реализуются:
Основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО;
Основная образовательная программа основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО;
Основная образовательная программа среднего общего образования.